25 февр. 2014 г.

ЕГЭ по Английскому - Аудирование и чтение

Методические рекомендации по выполнению заданий разделов ЕГЭ «Аудирование» и «Чтение» профессора Елены Николаевны Солововой, д.п.н., профессора МГУ им. М.В. Ломоносова, члена Президиума НМС по иностранным языкам при Министерстве образования РФ, члена Федеральной предметной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по иностранным языкам.

Вебинар есть в открытом доступе на Youtube. Однако, для вашего удобства, основное содержание презентации изложено на этой странице.

Видеолекция Методические рекомендации по выполнению заданий разделов «Аудирование» и «Чтение»



Цель обучения аудированию и чтению – обучение различным видам аудирования и чтения, например, просмотровому, поисковому, изучающему, аналитическому и т.д. чтению. Зачастую существует практика обучения только полному понимаю текста. Между тем, у каждого вида чтения есть своя стратегия, алгоритмы выполнения задания. Не имея соответствующих навыков непроизводительно выполняются задания, теряется время. Потому, необходимо научить учащихся извлекать информацию из текста в нужном объеме, определяемой речевой задачей. Существуют три базовых вида аудирования и чтения: [1] понимание основной информации, [2] умение извлекать из текста запрашиваемую информацию, игнорируя то, что им не нужно, [3] детальное понимание текста на уровне содержания, смысла, анализа художественно-стилистических особенностей, модальности и т.д.

ЕГЭ ставит в необходимость наличие умений, отмеченных выше, что определяет цель обучения для разделов “аудирование” и “чтение”.

Так, в структуре ЕГЭ по аудированию есть три задания: [1] понимание основной информации, [2] понимание запрашиваемой информации и [3] детальное понимание текста. В чтении, первое и третье задания схожи с аудированием. Второе задание немного отличается – это структурно-смысловые связи текста. С этими тремя автономными частями или видами заданий необходимо работать, т.к. у них свои отдельные задачи и соответственно стратегии выполнения.

Давайте посмотрим на первый тип заданий, на понимание основной информации. Это задание на соответствие или, по-другому, множественную подстановку: для нескольких коротких текстов необходимо подобрать соответствующие заголовки (заголовок отражает основное содержание текста). Второй вариант первого задания – текст разбит на смысловые абзацы и к каждому абзацу необходимо подобрать заголовок. Здесь, необходимо научиться отделять главное от второстепенного, игнорировать второстепенное и незнакомые слова во второстепенной/избыточной части, поскольку они не мешают общему пониманию текста.

Стратегия выполнения первого задания. Никогда не начинайте с чтения текста [в аудировании к тому же это невозможно]! Начинайте с быстрого просмотра заголовков в разделе “Чтение”, и утверждений в разделе “Аудирование”. Определите, одна ли тема или разные темы в них. Если тема одна, то нужно определить, чем эти заголовки схожи [дайте всем заголовкам/утверждениям общее, более широкое название]. Далее, определите, чем заголовки/утверждения на одну и ту же тему отличаются между собой [какой нюанс темы они по отдельности рассматривают]. Как это сделать? Читайте заголовки/утверждения с ручкой в руке, чтобы выделить ключевые слова [ключевое слово на уровне одного предложения заключено в одном слове или словосочетании]. Подчеркивая ключевые слова, вы закрепляете их в памяти [вы можете на полях писать на русском или английском языках ассоциации, синонимы (контекст), связанные с этими словами, т.о. вы попытаетесь предвосхитить текст]. И, во время прослушивания/чтения, вы будете соотносить то, что у вас сложилось как образ в голове с текстом.

Если вы будете слушать текст и одновременно читать утверждения/заголовки, то ваше внимание рассеется, и работа будет неэффективной, первое прослушивание может пройти даром.

В аудировании, вы можете, тренироваться следующим образом. Прослушав первый текст [из шести], сделайте паузу и постарайтесь определить, который из шести утверждений соответствует тексту. Давайте ответ, опираясь на свои отметки ключевых слов и записи. Таким образом, вы докажете обоснованность/осознанность своего выбора. Помимо прочего, вы приучаетесь понимать мысли другого человека.

Стратегия выполнения второго задания. В аудировании, оно проверяет умение понимания текста на уровне запрашиваемой информации, т.е. из всего текста вам нужно понять только ту информацию, которая определена заданием [в реальном общении мы четко знаем, что нам нужно понять и потому, слушаем что-то более внимательно, а что-то менее].

В ЕГЭ во втором задании, вы знаете, что будете слушать диалог, и перед вами будут 7 утверждений, и вы должны решить правильные ли они, ложные, или об этом в тексте ничего не сказано.

Около 70% успеха будет зависеть от того, как вы проработаете задание до прослушивания/прочтения текста. Для этого, внимательно прочтите утверждения, чтобы понять, какую информацию вам нужно расслышать, а какую игнорировать, как избыточную. [Вы можете также озаглавить каждое утверждение одним словом, написав его рядом с утверждением.]

Чтобы не попасться в ловушку при выборе ответа между "ложно" или "в тексте не указано", рекомендуется формулировать, при чтении утверждения, разделительные вопросы буквально к каждому слову. Например, в предложении "Сестра изначально полностью одобрила планы брата на лето", "сестра" или кто-то другой, "изначально" или в конце, "одобряет" или не одобряет, “планы брата” или кого-то другого и т.д.

Т.к. вопросы идут по мере развертывания текста, начинайте работать с первого утверждения и далее. Если в паузу, вы не успели рассмотреть/проанализировать все утверждения, вы можете идти с опережением аудиотекста на два-три уже проработанных утверждения.

В качестве тренировки, давайте ответы, опираясь на свои отметки/записи. Таким образом, вы покажете обоснованность/осознанность своего выбора.

Третье задание – задание на выбор [детальное понимание текста]. Как и прежде, начинайте с задания, а не с текста! Просмотрите начало утверждений на предмет запрашиваемой информации, выведите ключевые слова, отметьте их. Так, вы отделяете ту [основную] информацию, которую надо распознать в тексте, от второстепенной/ избыточной. Затем, читаете предложенные варианты также с ручкой. Помните, что в этом третьем задании, проверяется не только детальное понимание текста, но и интерпретация смысла [причинно-следственные связи], например, по какой причине кто-то сделал что-то. В целом выполнение третьего задания схоже с выполнением второго.

Выводы:
  1. Важно определить ту информацию в задании, которую вы должны распознать в тексте для интерпретации. 
  2. Внимательно слушайте текст, и соотносите его со своими пометками, которые вы сделали до прослушивания/чтения. 
  3. Ваш выбор должен быть осознанным/обоснованным, на основе вашей работы [отметок, записей], а не наугад.

Как показывает практика, учет вышеизложенных рекомендаций может сократить время на выполнение заданий КИМ ЕГЭ вдвое и даже втрое. Те выпускники, которые работают с заданием до прослушивания или прочтения текста, признают, что второго прослушивания/чтения текста, как правило, не требуется, если требуется, то только в исключительных случаях.
Share this post